Картину «Друзья-товарищи» молодой художник Гиви Манткава написал в 1963 году. Это время было печальным для бурно развивавшейся сахалинской культуры. Показная и злая критика партийного руководителя области П.Н. Леонова во время посещения ежегодной отчётной выставки сахалинских художников 1962 года, в подражание критическому выступлению Никиты Хрущёва на выставке московских художников, обвинения журналистов, поэтов, работавших в сахалинских областных газетах «Молодой гвардии», «Советском Сахалине» в вольнодумстве, привели к отъезду с острова целого ряда интересных личностей, которые начали формировать его культурную среду, отличавшуюся большим разнообразием стилей, мнений, направлений. Молодые журналисты, писатели, поэты, художники, приезжавшие на Сахалин часто сразу после окончания университетов, искали здесь, «в провинции у моря», возможности проявить свои силы и энергию, свободу самовыражения в творчестве. Картина написана в память об этом весёлом сообществе молодых творческих личностей, которые разъехались в тот год по всей огромной стране. А Манткава остался.
Он дружил и общался со многими. Во время встреч в компании делал быстрые зарисовки карандашом. Они и стали художественным материалом на написания группового портрета. Композиция его напоминает фотографию выпускного класса: все ещё вместе, такие молодые, разные, яркие, но каждый уже отдельно, перед разлукой, возможно, навсегда.
Картина за более чем 50 лет много раз экспонировалась на выставках, о ней писали искусствоведы. По мнению Н.А. Бржезовской, «культурным памятником сахалинским 60-м, отражающим образ отечественной ситуации 1960-х годов, стало полотно Манткавы «Друзья-товарищи» (1963г.). Утопичность гуманистических идей, поднятых поколением «шестидесятников» в советском искусстве на недосягаемую высоту, дает характеру произведения дерзкую фантасмагорическую экспрессию (ироническую и драматическую одновременно), делающую реальное нереальным. Вопросы чести, совести, гуманизма были тесно связаны с культурно-исторической традицией, которая служила человеку 60-х годов прошлого века критерием в поиске правды и справедливости». (Бржезовская Н.А. «Сахалинское искусство», 2008, с. 44-45)
Но однажды мы спохватились - поняли, что это не только произведение искусства, творческое авторское высказывание о своей молодости, но и историческое полотно, которое необходимо прочитать как документ, узнать всех, кто изображен на полотне. К 90-летию Гиви Манткавы, которое отмечалось 18 мая 2020 года, музей провёл свой исследование через беседы с героями картины: вдовой художника, журналисткой Эвелиной Аверичевой, заслуженным художником России Юрием Степановым, другими. Степанов лучше всех помнил друзей своей молодости. Он не узнал только троих.
А в июне 2020 года журналисты газеты «Советский Сахалин», в честь 95-летия газеты, вспоминая о коллегах, работавших в 1950-60- годы, опубликовали своё расследование картины Гиви Манткавы в редакционной статье «Физики и лирики. Взгляд из прошлого» от 2 июня 2020г. И не случайно. Из 20 личностей 11 – журналисты. Им не удалось узнать пятерых из 20 героев картины. Объединив результаты изучения личностей героев произведения, мы можем сказать, что другие 8 – художники, и сегодня нам совсем ничего неизвестно только об одной героине картины.
Журналисты, изображённые на картине Гиви Манкавы: Евгений Шлионский, Тим Кузнецов, Максим Шингелевич, Роальд Добровенский, Владислав Маринов, Людмила Миланич, Кира Ткаченко, Вильям Озолин, Андрей Топачевский, Лина Аверичева.
Профессия журналиста была очень популярной в конце 1950 - начале 1960-х годов. Время оттепели позволяло писать на самые разнообразные темы. Страна вздохнула после военной трагедии, и была на подъёме. Романтические настроения в предчувствии светлого будущего звали к новым открытиям.
Художники, изображённые на картине Гиви Манкавы: Гиви Манткава, Мясников, Юрий Степанов, Юрий Черпаков, Николай Бочаров-Федореев, Геннадий Смердов, Галина Мазуренко, Борис Шахназаров.
А вот все герои картины:
- Евгений Шлионский – журналист, поэт. «От Жени Шлионского исходила аура доброты. К нему вечно тянулись люди, заряжаясь исходившей от него энергией…». Родился в Ленинграде, в раннем детстве пережил войну, эвакуацию.
После окончания экономического факультета ЛГУ работал по специальности на Сахалине, где занимался социологическими исследованиями. После Сахалина жил и работал на севере в поселке Мирный (Якутия). И писал стихи. Его много печатали в популярных журналах «Дальний Восток», «Аврора», «Смена», «Нева». Автор текста известной песни «Держи меня, соломинка, держи…».
Не удержала…
Непростительно рано ушел из жизни (в 50 лет), успев издать только один сборник стихов – «Тайфун».
Будь велик,
Как твоя страна,
И живи ее счастьем
И бедами.
Ведь она
У тебя
Одна
С ее горестями
И победами.
Ну, а если злословить привык,
Когда трудно ей
Или больно,
Вырви грешный себе язык.
Слишком просто быть недовольным.
Ты возьми на себя
Всю боль
И тогда завоюешь право
За страдание и любовь
На суровое слово
Правды.
Е. Шлионский.
- Тимофей Кузнецов - журналист. После окончания Южно-Сахалинского педагогического института работал в областной газете «Молодая гвардия». В Москву уехал по вызову ЦК ВЛКСМ. Работал на радиостанции «Юность», в журнале «Молодой коммунист», первым заместителем главного редактора «Комсомольской правды». Был главным редактором еженедельной газеты «Собеседник». Сейчас живет в Москве, работает в редакции «Российской газеты».
3, 4. Гиви Манткава – художник, заслуженный художник РСФСР. Картины хранятся в фондах Сахалинского областного художественного музея.
- Роальд Добровенский – поэт, журналист.
Какой-то мальчик
Лет за сорок
Со стула встал
И был таков…
Так писал о себе когда-то Роальд Добровенский. Сегодня живет и творит в Риге. Почетный гражданин Латвии. Прославился монографиями о русских композиторах Мусоргском и Бородине, переведенными на многие языки мира.
На Сахалине работал в отделе культуры редакции газеты «Советский Сахалин». Покинул остров, по его словам, когда партия (КПСС) начала зажимать свободу творческих личностей (после знаменитого выступления Никиты Хрущева в Манеже). От Добровенского требовали написать разгромную статью на работы художника Гиви Манткавы.
Несмотря на свою русскоязычность, был очень популярен в Латвии. И не только. Почетный член Латвийской академии наук. - Валентин Лукьянов - поэт.
- Николай Бочаров-Федореев – художник. Картины хранятся в фондах Сахалинского областного художественного музея.
- Владислав Маринов - журналист, учился в Московском государственном институте международных отношений. Был исключен за «вольнолюбие». На Сахалине работал в газете «Молодая гвардия» ответственным секретарем, на телевидении… Мировую классику читал в оригиналах, на английском языке. Уехал с семьей в Приднестровье.
- Геннадий Николаевич Смердов – художник, уехал в Ленинград в 1969 году. Картины хранятся в фондах Сахалинского областного художественного музея.
- Людмила Миланич - поэтесса. Талантливая дальневосточная поэтесса, член Союза писателей, заслуженный работник культуры России.На Сахалине работала в областном радиокомитете. После вернулась в родной Хабаровск. В последние годы жизни заведовала отделом поэзии литературно-художественного журнала «Дальний Восток».
- Мясников – художник.
- Юрий Степанов - заслуженный художник России. Жил и работал в Южно-Сахалинске. Умер в декабре 2020 года в результате пандемии. Картины хранятся в фондах Сахалинского областного художественного музея.
- Юрий Черпаков -художник. Работал в Сахалинском областном краеведческом музее. Картины хранятся в фондах Сахалинского областного художественного музея и Сахалинского областного краеведческого музея.
- Кира Ткаченко -детская писательница, публицист. На Сахалине работала на телевидении, а после переезда в Москву – в «Литературной России». Много и талантливо пропагандировала интеллектуальный Сахалин. В 1973 году в московском издательстве «Детская литература» была выпущена книга очерков Киры Ткаченко «Девять январей» (тираж – 100 000 экз.). Из воспоминаний Киры Ткаченко о приезде на остров Василия Аксенова: «Неудивительно, что (его) приезд… стал для пишущей братии событием первостепенным. Все забросили свои дела ради того, чтобы с ним встретиться. Аксенов… терпеливо выслушивал наши стихи и прозу, что-то обещал, что-то одобрял. С легкой руки жены одного журналиста (Нелли Пушкарь. – Прим. Л. А.) компания почитателей была названа «подаксеновиками».
Кира Ткаченко позировала Гиви Манткаве для картины «Девушка в красной шубке». - Вильям Озолин– поэт, журналист, сын известного в свое время сибирского поэта и внук латышского стрелка. Оба были расстреляны в 1937-м.
Вильям Озолин – популярная в шестидесятые – семидесятые годы на Сахалине, в Сибири, в Москве личность. Поэт, прозаик, художник, бард… Очевидцы рассказывают, что в молодежных аудиториях Омска и Читы (где он жил в последние годы) почитатели вносили его с его гитарой на сцену на руках…
На Сахалине (конец 50-х – 60-е) работал на телевидении, в газете «Молодая гвардия», ходил с рыбаками в многомесячные экспедиции. В то время написал много стихов, в том числе и популярнейшую песню:
«Вот уж и Аляска,
И пошло, поехало.
Тихий океан как площадь перешел.
А счастья все нет,
И тут уж не до смеха,
Тут уж и не знаешь,
Где плохо – хорошо…
Посвятил Гиви Манткаве одно из своих лучших (по мнению специалистов) стихотворений «Черные утки».
- Неизвестная.
- Андрей Топачевский - журналист.
На Сахалин приехал после окончания факультета журналистики Киевского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко. Работал на телевидении, в районной газете «Утро Родины». Вернувшись на Украину – в газете «Комсомольское знамя», редактором Украинской студии хроникально-документальных фильмов и Киевской студии научно-популярных фильмов… Один из основателей советского природоохранного движения в литературе и кино. Автор сценариев научно-художественных книг о природе, переведенных на многие языки мира.
Лауреат многих премий, в том числе Международного союза охраны природы, за книгу «Симфония жизни». Живет в Киеве.
Уезжая с Сахалина, стал обладателем «скандально» знаменитой картины Гиви Манткавы «Тихий океан», публично раскритикованной на выставке первым секретарем обкома КПСС П. А. Леоновым.
До недавнего времени выражал готовность вернуть картину сахалинцам. - Галина Мазуренко(с колли) - скульптор.
Закончила скульптурное отделение Ленинградской академии художеств и в романтическом порыве отправилась на Дальний Восток – в город Южно-Сахалинск. Здесь ее пути пересеклись с поэтессой Людмилой Миланич. Их дружба потом продолжилась и в Хабаровске, и в Ленинграде, куда Галина вернулась с Дальнего Востока.
Как это дерево звучало?
Как пело – нежно и светло!
Как будто знало, что начало
К нему за смертью с домом шло.
Как по-людски оно терпело!
К нему суровым скульптор был,
Пока он в деревянном теле
Живую душу находил…
(Л. Миланич, посвящение Г. Мазуренко).
Галина Мазуренко не ваяла скульптуры вождей, предпочитая жанр парковой скульптуры по мотивам народных сказок. После Сахалина жила и творила в Хабаровске, где в середине 60-х годов была очень популярна. По ее проекту создан памятник Аркадию Гайдару в городском детском парке имени писателя (г. Хабаровск).
Переехала в Санкт-Петербург.
- Лина Аверичева -журналист. Работала в газетах «Молодая гвардия», «Советский Сахалин», в сахалинском отделении Союзе журналистов СССР, супруга Гиви Манткавы.
- Борис Шахназаров - художник, фронтовик, приехал на Сахалин в 1947 году основатель общественной творческой организации художников на Сахалине, сахалинской секции при Хабаровском отделении Союза художников СССР. Картины хранятся в фондах Сахалинского областного художественного музея.
- S. Картина «Друзья-товарищи» находится в фондах Сахалинского областного художественного музея.
Фрагмент (вариант) картины приобрел Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск).
По материалам из открытых источников. Опубликовано в газете «Советский Сахалин».
Малькова И.Г.
Июнь 2020