Одной из самых ранних публикаций Н.А. Бржезовской о Гиви Манткаве является каталог выставки Гиви Манткава. Составитель Бржезовская Н.А., изданный в Южно-Сахалинске, в 1995 году.
В нём впервые была пересказана творческая биография Гиви Михайловича, с самого приезда начинающего молодого художника на Сахалин, и заканчивая его первой персональной выставкой в Сахалинском областном художественном музее, когда художнику было уже 65 лет. Многое к тому времени художником было уже сделано, и статья в каталоге подводила определённый итог достижений творчества художника в самый активный период его художнической деятельности.
В статье автор выделяет несколько периодов в творчестве Манткавы:
- 1950 - 1960-е гг. – начавшийся с создания исторических плотен «Рынок» и «Этап большевиков тт. Слепака, Войтинского, Горшкова колчаковцами на Сахалин»» В январе 1918 года Войтинский был освобождён из Петропавловской крепости, куда его заключили большевики. Из-за угрозы немедленного нового ареста сразу переходит на нелегальное положение. Тайно перебрался в Грузию; добрался до Тифлисав день празднования там годовщины Февральской революции. Редактировал русскоязычный орган ЦК грузинских социал-демократов газету «Борьба». В последующие годы представлял Грузинскую Демократическую республику в международных организациях на переговорах за рубежом (Франция, Италия).,1959, это период экспериментов, смелого поиска, обретение творческой индивидуальности, мастерства. Проба различных живописных и графических техник. Принципиальный отказ от традиционного художественного способа мышления в работах «Танец», «Восточный мотив» Бржезовская Н.А. Называет их то условно-ассоциаливными композициями, то декоративно-плоскостными, усматривая, особенно в «Восточном мотиве» влияние «синтетизма» Поля Гогена (клуазонизм), художников группы Наби (прихотливые деформации, упрощение)) (2, с. 31). Темы: сахалинский пейзаж, городской, в основном, современники, «нивхская тема», «грузинская» тема, портрет, автопортрет. Ключевые работы: «Рынок», 1957, «Юкола», 1965, «Три матери», 1960, «Старый порт Корсаков»,1963. «Друзья-товарищи», 1963, серия «Сахалин в прошлом и настоящем». Участие в 1957 году в Областной художественной выставке. Участие в 1964 году в 1-й Зональной выставке «Советский Дальний Восток». Работа в газетах и книжных издательствах. Разнообразие жанров и тематики. Характеризуя работу «Танец», Бржезовская называет ее «соединяющей характерные приметы модерна с проявлениями как нео-, так и постимпрессионизма». (2, с.31)
- 1968 – 1970-е гг. – период расцвета творчества, Н.А. Бржезовская называет его самым плодотворным, период духовно-нравственного осмысления бытия, гармонию всего живого: принятие в кандидаты в члены Союза художников РСФСР в 1968 году, а затем вступление в Союз художников в 1971 году. Темы: сахалинский пейзаж природный, сахалинский пейзаж индустриальный, «люди труда», «нивхская тема», натюрморт, автопортрет. Его картины – крупномасштабные декоративные картины-панно, на создание которых повлияла не только популярное тогда направление, но и принадлежность к национальной традиции грузинского искусства. Работы, выполненные пастелью: портреты. Ключевые произведения: серия «Сахалин», 1969-1971, часть была представлена на III Зональной выставке в Улан-Удэ, «Нивхские лучники», 1970-1973, «Юг-Северу», 1978, «На выпасе», 1976, «Свети-Цховели», 1977, «Зеркало», 1973, серия «Октябрь на Сахалине», 1977,
- 1980-е гг. – период зрелости?? Ключевые работы: «Высокие травы»,1983, «Осень», 1984, «Бухта Крабовая», 1984г., «Продавщица цветов», 1987. «Тузлук», 1989. Персональная выставка 1987г. в выставочном зале Союза художников Грузии, Тбилиси. Присвоение звания «Заслуженный художник РСФСР», выставка Сахалинских художников в Японии, избрание председателем сахалинского отделения Союза художников РСФСР. В 1990 году состоялась персональная юбилейная выставка в Южно-Сахалинске. Автор закачивает свое исследование творчества художника 1987 годом.
Через всю жизнь художник пронёс основные темы, которые были заложены им в своё творчество в его начальный период:
- «Нивхская» тема
- автопортрет
- городской пейзаж
- «грузинская» тема
- человеческое бытие и труд
В 1968 году художник ярко откликается на событие, происшедшее в стране – запуск спутника Космос-211. Это ознаменовало переход Манткавы на новый этап развития его творчества.
В 1970-е годы складывается новый творческий почерк художника,
Это «характерная для грузинской живописи интенсивная, высокая, многослойная живописная поверхность, которая таит в себе эффект внутреннего свечения света». Плодотворный творческий период принёс успех в 1982 году – присвоение почётного звания. Манткава стал вторым художником на Сахалине, которому присвоили звание «Заслуженный художник РСФСР».
В статье 1995 года, тем не менее, автор о 1970-х пишет кратко, как бы оставляя для себя поле для дальнейшего исследования.
1980-е годы в творчестве Гиви Манткавы Н.А. Бржезовская называет творчески зрелыми. Художник добился признания, его работы покупают музеи, состоялась его первая выставка на родине, в Тбилиси. Бржезовская пишет: «в работах Манткавы 1980-х годов со всей щедростью прорывается его темперамент живописца». Работы «более эмоционально открытые, жизненно конкретные, в них радость человека, ощущающего жизнь в красках».
К 2005 году Наталья Андреевна подготовила объёмное издание: Бржезовская Н.А. Гиви Манткава. Каталог музейной коллекции. – Южно-Сахалинск, 2005, 200 с. Назвав его каталогом, автор не совсем была точна, так как это не только каталог, это ещё и подробный биографический очерк, написанный искусствоведом, посвящённый Манткаве. В монографическом исследовании автор публикует 165 работ сахалинского художника, принадлежащих СОХМ, 1 работу из коллекции дочери художника М. Сарапуловой, и 1 работу из собрания Сахалинского областного краеведческого музея. Исследуя его жизнь и творчество, Бржезовская выделяет этапы, наделяя их лирическими названиями:
- Тбилиси - город колыбель, о городе, где родился и вырос художник, о его семье.
- Профессиональное становление. О художественном образовании и начале работе на Сахалине.
- Сахалинский авангард. О периоде поиска своей творческой манеры и собственного пути. (55с.)
- Пора зрелости (78 с.). 1970-е
- Жизнь продолжается. С 1980-х
- В книгу были включены 165 графических и живописных работ художника.
В наименовании разделов книги выражено все тёплое отношение автора к художнику, которое сформировалось за годы общения с ним, изучения его творчества.
Первая небольшая часть описывает атмосферу старого города с огромным культурным наследием, в котором рос будущий художник.
Более подробное исследование посвящено художественному образованию Гиви Манткавы – истокам его творчества. Автор видит их прежде всего в той художественной среде которая сложилась в Грузии, благодаря собственным глубоким национальным традициям и, в то же время, усвоенному от западноевропейских художников стремлению к современному отражению мира. Тбилисская Академия художеств, несмотря на небольшую историю существования, имела в лице своих преподавателей Ладо Гудиашвили и Давида Какабадзе, ту новаторскую силу, которая противостояла академизму Иосифа Габашвили, Василия Шухаева, Сергея Кобуладзе.
Тбилисская Академия художеств
|
Основатели |
Преподаватели |
Выпускники |
|
С 1922 года: - «академисты» Габашвили Г.И., Николадзе Я.И., Канделаки Н.П. Тоидзе Н.И. – художники- реалисты С кон.1920-х гг. – «парижские грузины»: до 1945 г. Ладо Гудиашвили, до 1948г. Давид Какабадзе |
«академисты» - Сергей Соломонович Кобуладзе, Василий Иванович Шухаев, Иосиф Ильич Габашвили |
Иосиф Сумбаташвили Гиви Манткава |
Хотя, Н.А. Бржезовская, правда, прямо не указывает, что «Парижских грузинов» - Гудиашвили и Какабадзе к тому времени как Манткава поступил в Академию были уже изгнаны оттуда: за роспись церковного алтаря пострадал Гудиашвили, за «формализм» - Какабадзе.
В книге Н.А. Бржезовской «Сахалинское изобразительное искусство в собрании СГОХМ» автор публикует уже 170 работ художника из собрания музея.
В 2013 году автор опубликовала свой труд «Изобразительное искусство дальневосточных художников в собрании Сахалинского областного художественного музея», где рассмотрела творчество Г. Манткавы в круге зрелых сахалинских художников поколения мастера и молодых творцов. В своей книге Н. Бржезовская подчеркнула ведущую роль Гиви Манткавы в художественном сообществе Сахалина, как образца, раскрытого в результате долгого и плодотворного труда таланта, примера преданности своему делу, Сахалину, развитию изобразительного искусства на Дальнем Востоке. Книга вышла в свет через 10 лет после смерти Гиви Манткавы, но Н.А. Бржезовская не поставила точку в изучении его биографии, творчества, зная, что в семье художника хранится не менее 300 работ мастера, которые должны быть когда-нибудь изучены, опубликованы, и, возможно, музеефицированы. И действительно, традиция Гиви Манткавы дарить в Международный день музеев – 18 мая, который, одновременно, был днём рождения художника, свою работу в Сахалинский областной художественный музей, продолжила его семья. Коллекция музея пополняется и за счёт закупок у частных коллекционеров и их наследников. Работа над изучением творчества художника продолжается.
Список публикаций Сахалинского
областного государственного художественного музея о Г.М. Манткаве и упоминания о его творчестве
- Сахалинский областной художественный музей. История и коллекции. Сборник статей. Составитель Золотухина И.А. – Южно-Сахалинск, 1998, 56 с. ил.Н. Бржезовская «Искусство дальневосточных художников»
- Живопись. Графика. Каталог. Гиви Манткава. Составитель Бржезовская Н. А. – Южно-Сахалинск: ТОО «Литературно-издательское объединение «Лик», 1995, 20 с.
- Гиви Манткава. Каталог музейной коллекции. – Южно-Сахалинск, 2005, 200 с.
- Бржезовская Н.А. «Изобразительное искусство дальневосточных художников в собрании Сахалинского областного художественного музея». - Калининград: «Аксиос», 2013, 480 с.
- Ниткук Е.С. Остров рыбы в дальнем море. Буклет выставки. – Южно-Сахалинск: Сахалинская областная типография, 2013, 4 с.
- Ниткук Е.С. Искусство – страна открытий. Буклет выставки, (на русском и английском языке). - Южно-Сахалинск: «Эйкон», 2013, 4 с.
- Ниткук Е.С. Путешествие в страну открытий. – В журнале «Музейные вести», №42, - Хабаровск, октябрь 2014, с. 31-32
- Яковец Л.В. К 25-летию Сахалинской организации Союза художников России. – в Альбоме «Сахалинское региональное отделение Союза художников России. 25-летие со дня создания» - Владивосток: ОАО ИПК «Дальпресс», 2014, с. 6-10.
- Ниткук Е.С., Глушакова И.А. Мир нивхов. Каталог выставки. – ГРМ, Palace Edition, 2016, с.7-14.
- Ниткук Е.С. Мир нивхов. Буклет выставки. – ГРМ, Palace Edition, 2016, 4с.
- Шаманова М.Г. «Здесь морем пахнущие ветры…» 30-летию СРО ВТОО «Союз художников России» - Южно-Сахалинск: Печатный центр «Сахпринт», 2018, 8 с.
- Смирнова И.А. «Такие мы разные» Шаржи сахалинских художников. - Южно-Сахалинск: Печатный центр «Сахпринт», 2019, 2 с.
- Малькова И.Г. Графика Гиви Манткавы (1930-2003). К 90-летию со дня рождения заслуженного художника России. – в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока», 2020, №2, 36 с.
- Малькова И.Г. Гиви Манткава. Графика. К 90-летию заслуженного художника России. - Южно-Сахалинск: типография ООО «Принт», 2020, 36 с.